СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ЙОГЕ
Тема, вынесенная в заголовок данной статьи, в действительности сложна и, безусловно, заслуживает отдельной книги, поэтому мы ограничимся несколькими общими замечаниями, точнее предостережениями, которые помогут практикующим избежать наиболее значительных неприятностей.
Отношение к сексу в современных околойоговских кругах разнится до двух абсолютно противоположных подходов. Некоторые, особенно индийские источники, характеризуются крайне негативным отношением к сексу, проповедуют т.н. брахмачарью полное или частичное (вне брака или несвязанное с зачатием детей) половое воздержание. Такая точка зрения порождена влиянием на йогу религиозных доктрин, своеобразного "орелигиознивания" йоги, достаточно сильно искажающего ее истинный дух. Все современные религии, так или иначе, демонизируют секс, поскольку, блокируя людям свадхистхану, религиозные эгрегоры подпитываются нереализованной людьми сексуальной энергией. Более древние религии относились к сексу менее драматично, хотя также использовали сексуальную энергию в своих, преимущественно магических целях. У всех народов были праздники плодородия, связанные с групповыми оргиями, бурными сексуальными проявлениями, табуированными в обычной жизни. Вспомним, например, Таис Афинскую, которая отдалась на вспаханной земле для повышения плодородия. Подобные ритуалы были и у славян, которые использовали накачиваемую в процессе сексуальных игр и группового секса свадхистханную энергию для вызывания дождей в сельскохозяйственный период (Ивана купала). Изучая древние индийские источники, например, Махабхарату, или менее древние, такие как "Океан сказаний" Сомадевы (примерно 5 век н.э.), можно заметить, что в них нет присущего современным индийским школам пуритантизма. Йоги и аскеты в этих описаниях живут в ашрамах вместе с женами, влюбляются в апсар или просто красивых женщин и т.д. Аналогичным образом ведут себя боги индийского пантеона. Секс не фетишизируется, но и не демонизируется в древнеиндийской культуре. Отношение к нему естественное, хотя его сила осознается и используется.Любопытно и то, что термин "брахмачарья", почти всегда интерпретируемый как "половое воздержание", в действительности переводится как "брахманское ученичество" или "обучение у брахмана" (ачарья - ученик) и не имеет прямого отношения к половому воздержанию.
Откуда же взялся нездоровый пуританизм современных индийских школ? Ответов на этот вопрос, по-видимому, несколько. Во-первых, сказалось влияние ислама, а затем и христианства в периоды завоевания Индии. Во-вторых, сказалось восприятие современного западного человека, преломляющего все индийские идеи через свою собственную призму. И, наконец, объективная проблема деэзотеризации йоги, более широкий доступ желающих в ранее закрытые школы, вынуждающий скрыть наиболее эффективные техники работы, заменив их, во избежание серьезных последствий, понятной рядовому человеку религиозной жвачкой.
сексуальные практики в йогеСуществует и другая ветвь "изучения" сексуальных практик. Любой более или менее образованный человек "знает", что Тантра - это йога секса (хотя в действительности это не так), читал Камасутру, которая в его сознании имеет отношение к Тантре (хотя это тоже не так), думает, что на Востоке есть духовные практики, использовавшие секс (в действительности они есть во всех культурах, включая европейскую). Некоторые слышали о "Дао любви" и китайских техниках секса без семяизвержения. Некоторые даже практикуют, заодно путая эту технику с индийской ваджроли мудрой. В более простых вариантах современной "тантры" сексуальная практика воспринимается как практика сексуального раскрепощения, что само по себе прекрасно, но находится в сфере скорее психотерапии, чем эзотерики и йоги. То, что ошибочно воспринимается неофитами за древние практики, в действительности в лучшем случае их отголоски или предельно упрощенные формы, лишенные истинного смысла. Многие из них имеют подвохи. Например, псевдодаосские практики секса без семяизвержения с подъемом энергии приводят к тому, что занятие сексом сводится к достаточно механистической и эфирно-ориентированной процедуре. "5 тысяч любовных толчков" ничем не отличаются от утренней пробежки или любого другого нагрузочного упражнения. Утрачивается эмоциональный (астральный) компонент занятия сексом, что приводит к быстрому разрушению свадхистханы и обеднению астрального тела. Сексом просто перестает хотеться заниматься... . Даосы, конечно, знали, как избежать этой проблемы, но почему-то забыли сказать. Это все-таки эзотерические техники. Другой подвох связан с тем, что без компенсирующих упражнений (минимум наули) при практике секса без эякуляции возникают застойные явления в простате, которые в конечном итоге могут привести к простатиту. Еще один подвох этой техники состоит в том, что она блокирует естественный энергопоток между мужчиной и женщиной. Мужчина не излучает энергию, и женщина, отдавая энергию, быстро стареет. Возникают кармические долги.
Аналогичная ситуация имеет место с современной "тантрой". Классическая тантра - это техника развития астрального тела. Во всех ритуалах тантры и не только сексуальных, культивируется умение ощущать, умение испытывать разные эмоциональные состояния, причём в пиковых формах. Тантрические техники не предназначены для осуществления контроля над семяизвержением, они направлены на вызывание максимально более острых ощущений, умение их переживать и в этом состоянии оставаться осознанным.
В тантре используется множество средств, причём секс - одно их многих, все эти средства направлены на развитие чувственности. Например, ритуал панча-таттва человек нарушает все имеющиеся табу и ритуально испытывает удовольствие разными чакрами. В Индии правоверные брахманы не едят мясо, не курят никаких возбуждающих средств, не практикуют групповой секс и т.д. - это традиционные табу.
В ритуале они делают всё наоборот: пьют вино (правоверные индусы вино не пьют, для их это как для нас пить мочу), потом едят мясо, рыбу, курят марихуану и вступают в групповой секс. Человек переживает пиковые состояния, порождаемые нарушением табу. Но испытает ли подобные пиковые состояния современный человек, который и так ест мясо, пьет вино и т.д. Для него подобный ритуал не будет носить пикового характера и станет просто способом "оттянуться". Ошибочно путать тантру с развратом. Разница в том, что в тантрических ритуалах пиковые состояния предназначаются для того, чтобы научиться ставить энергию этих состояний под сознательный контроль. При разврате опыта контроля соответствующих энергий у человека не возникает.
Степень контроля человеком каких-то астральных энергий определяется способностью сохранять осознанность, причём не только мысленную, но и в действии, в ситуации, когда эти энергии проявляются. Например, вы можете считать, что вы соблюдаете "брахмачарью", сидя в уединённом месте, в холодной и сырой келье, а если вокруг запахи благовоний и обнажённые женщины, то эта мысль может и не подтвердиться.
То же касается и других чакр. Человек контролирует свои состояния до тех пор, пока на какой-либо чакре энергии не оказалось энергии больше, количества, с которыми он может справиться. Поэтому для развития чакры необходимо работать с пиковыми состояниями. Чем собственно и занимается настоящая Тантра. Разумеется, необходимы дополнительные практики "окультуривания" опыта подобных состояний, гармоничного "внесения" их результатов в обыденную жизнь. В Тантре они были, а есть ли они у современных "тантристов".
Каково же реальное отношение йоги к проблеме секса? Оно, с очевидностью, вытекает из самой сути йоги: ЙОГА - ЭТО УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГИЕЙ. В том числе и сексуальной, что включает управление желанием, ощущениями и оргазмом. Для мужчины последнее предполагает возможность правильно поднимать сексуальную энергию вверх без семяизвержения, для женщины - поднимать эту энергию вверх произвольным порядком, т.е. вызывать у себя оргазм. Уровень контроля энергии мужчиной определяется тем, насколько долго он в состоянии заниматься сексом. Для женщины заключается в обратном - насколько быстро она в состоянии испытать оргазм при занятии сексом. И то и другое определяется чистотой каналов и способности к возгонке энергии вверх. Контроль эфирной энергии для мужчины определяется умением поднять ее по заднему серединному мередиану, а для женщины - определяется способностью контролировать свои движения во время оргазма, не "теряя" его.
Однако контроль сексуальной энергии не связан лишь только с сексом. Сексуальная энергия мотивирует человека к большому количеству поступков. Осознание, выделение этих мотивов также элемент управления такой энергией. При правильном использовании сексуальная энергия дает большое количество сиддх. Сексуальной энергией можно притянуть любого человека, т.к. на нее реагируют практически все. Сексуальная энергия влияет на животных, если у человека хотя бы приоткрыта свадхистхана, то он находит контакт с животными, например, собака противоположного пола прекращает на него лаять, вы перестаете для нее быть агрессивным объектом. Влияет эта энергия и на растения . Кроме того, она является почти универсальной целительской энергией и связана, как отмечено выше, со стихией воды.
Хатха для свадхистханы. Ноги, особенно растяжки ног, связаны со свадхистханой. Обычно, если у человека "легкая" эмоциональная сфера, то у него ноги растянуты. Если у него легко "распушивается" поле свадхистханы, он легко сядет в шпагат, сделает падахастасану, и, наоборот, если это не так, то существуют эмоциональные зажимы по свадхистхане. Как обычно верно и обратное: правильные растяжки способствуют раскрытию поля свадхистханы.
Для "раскручивания" поля свадхистханы хорошим упражнением является вращение бедрами. Причем вращение бедрами может быть разное, я вам показывал несколько вариантов, когда мы вращаем до пределов муладхарной сборки так, чтобы чувствовать натяжение в каждой точке при вращении. Тогда спустя некоторое время в животе возникает жар. Вторым подобным упражнением является вращение бедрами, когда вы вращаете бедрами не до предела, но вы посылаете бедра, чтобы они вращались автоматически, как бы независимо от вас. Вы раскрутили, а потом отпустили, они пошли по инерции. Это упражнение способствует способности свадхистханы работать независимо от третьего глаза. Для людей с сильным третьим глазом это проблематично, т.е. умение, чтобы ваша эмоциональная сфера текла сама по себе, умение отпускать эмоциональную сферу.
Третье упражнение называется "Тибетский маятник". Оно строится по этому же принципу, только вращение бедрами идет не по кругу. Человек становится прямо, зажимает кулачки, как будто фиксирует их в одной точке и начинает возвратно поступательные движения нижней частью корпуса. Упражнение следует делать долго - до получаса подряд. Инерционно запускается такт, качается, качается, потом постепенно поднимает энергию вверх. При всех описанных здесь упражнениях важно, чтобы толчок для вращения бедрами шел "от земли", а не от корпуса. Если это не так, значит в процессе секса человек задействует не природную энергию, а энергию своего сознания, то есть идет в сексе не от желания. Такой секс истощает.
Прочищение свадхистханы от нереализованных желаний достигается для мужчин уштрасаной. Уштрасана также способствует умению продлевать половой акт и т.д. А для женщин - випарита-карани. У мужчины нереализованная сексуальная энергия откладывается на передней части бедер, а у женщин - на задней, в районе попы. Если у вас точки на попе болезненные - это говорит о том, что у вас есть нереализованная сексуальная энергия. Более подробное изложение информации по этой теме заслуживает уже отдельной книги.
Автор: Андрей Сафронов
СЕКС И ЙОГА (сборник материалов и обсуждений) http://www.all-yoga.ru/section/1050
Йогатерапия простатита http://www.all-yoga.ru/page/jogaterapija-prostatita
О понятии БРАХМАЧАРЬЯ http://www.all-yoga.ru/page/o-ponjatii-brahmacharja